?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Часть 1-я.

Побывать на озере Хубсугул с байдаркой я начал мечтать уже давно, когда мои друзья в 2006-ом обошли его пешком по берегу. Во время байдарочного путешествия вдоль берегов Байкала в 2013-ом году мы встретили пару американцев, которые (с их слов) сплавились по Селенге из Монголии на разборном каноэ.

Изучив карту Селеги уже дома, мы увидели, что один из ее притоков вытекает из южной оконечности Хубсугула прямо как Ангара из Байкала! Таким образом родился проект пройти на байдарке из озера Хубсугул в озеро Байкал, совершив почти кольцевой маршрут (от одного озера до другого по прямой меньше 200 км и больше 1000 метров высоты!) по самым красивым местам Монголии. При сплаве на байдарке не нужно на себе тащить воду-еду-снаряжение, река тебя несет, а ты любуешься пейзажами...

Главной проблемой стало само попадание на Хубсугул с байдаркой. В 40 км. к северу от озера есть двухсторонний погранпереход в бурятский поселок Монды, но дальше этих самых Монд не ходит никакой рейсовый транспорт, а дорога от погранперехода до поселка Ханх на Хубсугуле проходима только для УАЗиков и полноприводных джипов. Несложный поиск в интернете выявил несколько турфирм, которые организуют "рыбалку на Хубсугуле" для российских туристов. А в самом Ханхе есть даже турбазы, где можно расплачиватся рублями и ночевать в монгольских юртах. Конечно, я сразу написал во все эти турфирмы и турбазы с предложение забросить их транспортом упаковку с байдаркой за некоторое вознаграждение. В моем представлении "турбаза" - это кода туристов завозят автобусам или (если турбаза на озере) катером. Но монгольские "турбазы", как выяснилось, никак не обеспечивают заезд своих отдыхающих. Каждый сам ищет себе джип и заезжает как сможет. Заехать на своем автомобиле мы не могли - ведь тогда придется оставить его в Ханхе и потом специально с Байкала ехать в Монголию на такси, чтобы его забрать. Пообщавишись в владельцами турбазы "Край земли", я решил в июне написать на все форумы и интернет-сообщества иркутских джиперов с просьбой "подвезти до Ханха" хотя бы 50-ти кг. упаковку с байдаркой. Сами мы могли добраться до Хубсугула и автостопом, если без байдарки.

Через недельку (мы уже были в Иркутске) мне позвонила девушка Ксюша, которая с мужем Виктором и полуторогодовалой дочкой ехали в Монголию на машине через Монды. Наша байдарка уже приехала в Иркутск с помощью компании "ПЭК", и оставалось только доставить ее в гараж к Виктору. На нашем сплаве предполагались самые ненаселенные места в самой ненаселенной стране мира, поэтому нужно было еще запастись продуктами и овощами на месяц автономного пути. В нашу байдарку "Таймень-2" продукты на месяц вмещаются, а вот за машину Ксюши и Виктора у меня были некоторые опасение. Все сыпучие продукты мы заранее пересыпали в герметичные пластиковые бутылки. Получилось четыре больших мешка бутылок, консервных банок и овощей. Виктор был очень удивлен количеству наших вещей, но мы заверили его, что все наши мешки прекрасно могут проехать до Ханха на крыше - они не бояться ни дождя, ни тряски, ни падений. Однако у Виктора и Ксении тоже был маршрут на меясяц автономного путешествия по пустыне Гоби, поэтому они тоже брали с собой такое же количество продуктов, и даже больше, на маленького ребенка.

В назначенный день мы встретились у ворот погранперехода. На случай если у пограничников будут вопросы к байдарке. Вопросов не было. Но пограничники отругали Виктора "В таком виде сухое молоко нельзя перевозить через границу!" Молоко (как и все прочие сыпучие) было в пластиковой бутылке с самодельной этикеткой.

Машина Андрея была забита вещами так, что даже жена сидела верхом на каких-то мешках, задрав ноги на еще одни мешки )
Мы договорились встретится на турбазе "Последний приют" и проводили красную машинку взглядом.

Впереди блестела гладь озера.

Удалившись от пограничников на пару километров, сели на рюкзаки возле грунтовой дороги посреди высокогорной степи. Но не прошло и часа, из России приехало две почти пустых машинки. Туристы из Иркутска отдыхали в Аршане и решили "почему бы не посмотреть заодно и Хубсугул?!" Визы отменили в прошлом году и теперь и монголы к нам ездят без ограничений и наши туристы в Ханх.


 - А не подскажите нам где в Ханхе можно остановиться на ночь?
 - Да мы сами в первый раз, но наши друзья договорились о ночлеге в юрте на трубазе "Край земли". Давайте вы посмотрите эту турбазу, а если не понравится, то есть еще три.
 - Почему бы и нет? Куда ехать?
 - Нужно спросить,  ведь здешние монголы должны знать русский язык в минимальном объеме хотя бы...
- Вот указатель "Турбаза Саян-Радиан". Говорят, нам туда...
 - Да, именно так их сайт называется - sayan-radian.ru
- Открывайте ворота!
- О! Вот и машинка наших друзей. Спасибо за подвоз!
- Вам спасибо, что подсказали такую турбазу...



Управляющий турбазы дал мне визитку: ZELME.D Tel: 976-11-331421, 976-88001230, 976-98921230.


К сожалению, поселок Ханх состоит из одной улицы-набережной и двух сотен (примерно) деревянных одноэтажных домиков, разбросанных на пару километров вокруг. Дальше домики постепенно переходят в юрты и пастбища. Во всем поселке нет ни одного "обменного пункта", т.к. все продукты завозятся из России, то и расплачиваться можно сразу рублями. Я посетил десяток магазинов (в центре торгового зала - самодельная печка из стальной бочки для зимнего обогрева), почти везде продавщица понимала что мне нужна SIM-карта, но нигде этих самых симок не было в продаже. Докупив пару кг свежего хлеба, мы собрали байдарку и приготовили обед тут-же на пляже, пока Ксюша и Виктор покатались на нашей байдарочке вдоль Ханха.




Опасаясь что в любой момент погода может ухудшится, мы загрузили вещи и отчалили "из цивилизации" к заповедному западному берегу озера. Вдоль восточного берега идет "монгольская автодорога", поэтому там мусор, автотуристы, егеря и беспокойства, а западный берег - совершенно дикий, бездорожный и спокойный )


Наши опасения о недостатке дров не оправдались. За пределами поселка по берегу было много сухих кусков лиственницы, которые выбросило на камни зимними штормами.


Вода в Хубсугуле столь же холодна и прозрачна как в Байкале. За нашей спиной возвышались покрытые льдом вершины, а впереди почти 150 километров простора, волн, солнца и синевы...

Первую остановку сделали на полуострове Долоон.

Красивейшие места - на берегу опять полно дров, на лугах цветут цветы, порхают бабочки... никаких комаров!




Прибрежный лес состоит искючительно из лиственницы. Видимо, другие деревья неспособны пережить здешнюю суровую зиму. Но сейчас, в разгар лета, все выглядит очень ласково и мило.


Несмотря на то, что мы находимся в заповеднике, по берегам встречаются пастбища и небольшие загоны для скота. Самих животных сейчас здесь нет - их угнали на высокогорные выпасы.


Когда Солнце скрылось за хребтом, причалили к берегу и расположились на ночлег среди цветов...

продолжение ЗДЕСЬ.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
katenock
9 окт, 2015 17:10 (UTC)
ААА!!! ЫЫЫ!!! :)
sordina38rus
10 окт, 2015 05:28 (UTC)
дорога от погранперехода до Ханха проходима для любых машин, не только для джипов, а сейчас, похоже, там вообще асфальт делать собираются
gril_avp
13 окт, 2015 12:13 (UTC)
мы ехали на джипе до Ханха, и легковых машин не видели ни по пути ни в самом Ханхе. И знаешь, даже на джипе довольно сильно корчило нас в салоне )
Но если ты проедешь на легковой там, то конечно признаю что "проходима". Асфальт делать не собирались в июне. во всем этом улусе асфальт есть только 200 км от Мурена до Хатгала. В УланБатор даже грунтовка.
sordina38rus
13 окт, 2015 13:26 (UTC)
Еще 3 года назад мы с подругой уезжали из Ханха в Иркутск, найдя на турбазе попутную легковушку с рыбаками. И нынче в августе отдыхающих на пузотерках в Ханхе было полным-полно. Кроме того, легковушку-такси с огромным тюком на багажнике мы встретили даже на дороге Хатгал-Ханх (это были отчаянные монголы), дорога вдоль озера хоть и колдобистая, но в то время была сухая.
И в августе, когда мы ехали, дорогу Ханх-Монды вовсю реконструировали, отсыпали под асфальт, меняли мостики.
От Мурена до Хатгала не 200 км, а около 100.
gril_avp
23 окт, 2015 07:50 (UTC)
Ну вот мы ехали на внедорожники с большим зазором и от развилки на Хатгал до самой турбазы в Ханхе довольно жестко приходилось держаться внутри машины, она то и дело наклонялась опасно, а я даже бился головой о потолок. Возможно, просто, наш водитель не умеет ездить по таким грунтовкам )

Да, действительно 100 км, я просто забыл. спасибо. исправлю.
puerrtto
16 окт, 2015 17:16 (UTC)
Слушай, а как там с клещами?
gril_avp
23 окт, 2015 07:42 (UTC)
никак. возможно есть весной, но мы даже не поинтересовались, извини )
ardm
5 янв, 2016 10:47 (UTC)
клещи
это мы
ardm
5 янв, 2016 10:47 (UTC)
топографической карты
с ниткой маршрута не мешало бы сразу под кат!!
gril_avp
6 янв, 2016 08:16 (UTC)
Re: топографической карты
нет смысла. мы все время двигались вдоль западного берега.
ardm
6 янв, 2016 17:35 (UTC)
так интересней же
когда наглядно
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars